Ивлева Елена Викторовна,
К.б.н. Международный эксперт FCI
г. Севастополь
Собака "ДЛЯ СЕБЯ"
Половина седьмого. Туманное весеннее утро в городском парке. Цветущая
сирень, высокая трава - недолгое растительное буй¬ство перед выжигающим
флору летним зноем. Встретились два добермани-ста, гулявшие со своими
собаками. Один - с черным кобелем - стоя дремал в середине поляны. Другой
вынырнул из кустов с черной сукой. Кобель под¬летел к незнакомке и радостно
завилял обрубком хвоста. Его восторг можно было понять. Сука, действительно,
была очень хороша: крупная, широкотелая, стройная, с длинными конечностями
и длинной шеей, с силь¬ными и резкими движениями. Она подняла глаза
на хозяина, спрашивая, что делать: "Будем играть или пойдем дальше?"
"Играй, Даша,"- разрешил мужчина. Несколькими мощными прыжками
сука набрала скорость и понеслась по периметру поляны, стремительная
и недосягаемая. Кобелек с тонким лаем пытался все-таки ее догнать. Меньше
ростом, чем сука, уже в гру¬ди, он и голову имел какой-то совершенно
другой формы. Она резко су¬жалась от черепной части к морде Круглые
светлые глаза пугали слегка безумным выражением. Пока собаки бегали,
владельцы разговорились. "Ваш что-то мелковат”, - осторожно сказал
хозяин суки. "Да мы брали его для себя", - ответил владелец
кобеля. "А я для кого держу Дашу? - изу¬мился мужчина - для вас,
что ли?" "Ну, нет, конечно, - задумался собеседник, - но вы,
наверное, на выставки ее водите..." "Ну и что, вожу, выставляю,
держу в хорошей форме".
Не секрет, что периодическое предпочтение той или иной породы диктуется
модой. Одно время все хватали бультерьеров, потом ротвейле¬ров. А что
модно сегодня? Вы не поверите: сегодня в моде "собаки для себя".
Наблюдается поразительное явление. Если раньше покупатели стре¬мились
взять собаку любой породы как можно лучше, то сегодня все на¬оборот.
Давайте подробнее рассмотрим этот феномен.
Прежде всего, это действительно мода. В Калининграде и Владивостоке,
в Мурманске и Севастополе покупатели хотят иметь собаку "для себя"
и дружно, все как один человек, произносят именно эти слова. Во-вторых,
по смыслу это определение противоположно качеству. То есть, собак делят
на качественных и "для себя". Высокое качество собак пе¬рестало
быть востребованным. Вместе с тем мы всегда безмерно возмуще¬ны, когда
нам продают любой некачественный товар. Мы для себя купили зонтик, а
он сломался на третий день! Мы для себя купили консервы, от¬крыли банку,
а там зеленая плесень! Мы для себя купили колготки, а они расползлись
через тридцать минут! И нет предела нашему негодованию!
Вы видели, как на рынке покупают огурцы? Хозяйка каждый огурчик повертит,
осмотрит со всех сторон, оценит его форму, размеры и качество пупырышков.
Она отложит в сторону тот, который вызывает хоть малейшее сомнение,
и поторгуется для порядка, постарается сбросить цену на десять копеек.
Конечно, Вы такое видели. Более того, Вы и сами так покупаете огурцы.
Ведь Вы покупаете их ДЛЯ СЕБЯ. И только собак покупают совсем не так.
При покупке собак все происходит совсем наоборот: для себя по¬купают
самых плохих, больных, убогих, продукты случайных вязок, вязок "для
здоровья суки", "для удовольствия кобеля", для чего угодно,
но только не для качества. И платят за таких щенков не торгуясь, платят
иногда очень дорого, сотни долларов.
Беря собаку "для себя", человек как бы говорит: "Я не
хочу задумы¬ваться над качеством будущей собаки. Я не хочу вкладывать
труд и мысли¬тельную энергию в поиски какой-то четвероногой жар-птицы.
Я не хочу на¬прягаться и поддерживать правильный рацион, тем более,
что для этого опять-таки нужно куда-то идти, что-то узнавать и вообще
суетиться, По¬этому кормить собаку будем на свой страх и риск: что сами
едим – изредка дадим, а так - что придется. Мы же для себя собаку держим,
какая разница, что она ест и в какой форме пребывает. Дрессировка? А
зачем она нам? Наш Рекс и так вполне покладистый. Выставки? А что они
нам дают? Ну что??"
Человек, купивший собаку "для себя", заранее настроен на то,
чтобы не вкладывать в нее ни денег, ни времени, ни труда. Он начинает
что-то предпринимать, когда неизбежные проблемы с животным уже просто
берут за гор¬ло.
От неправильного питания собака заболела панкреатитом. Но это
мы с Вами знаем, что у нее панкреатит и от чего он развился. Хозяин
не знает. Он кормит Рекса кашей на бульоне и костями. Собака ест мно¬го,
но худеет и худеет. Хозяин добавляет каши, но результата нет. На болезненную
худобу животного уже обращают внимание прохожие: "Что же Вы его
не кормите? Такой худющий! "Да как же не кормлю,- заламывает руки
хозяин Рекса. -Две кастрюли в день сжирает!" Собаке тем временем
делается все хуже. Стала выпадать шерсть, от тела пошел неприятный запах.
Что делать? Придется идти к ветеринару. Осмотрев предъявленный на экспертизу
скелет, ветеринар изрекает: "У собаки глисты". Владелец, скрепя
сердце, выкладывает деньги за глистогонный препарат. Результата, естественно,
нет. Сосед по дому делится опытом: "Я тоже не мог своей Ляле глистов
выгнать, пока не удвоил дозировку. Тогда и посыпались". В Рекса
запихивают удвоенное количество глистогона, доводят до рвоты и судорог.
Пес едва выживает, но толще не становится. Его тащат к другому ветеринару.
Посмотрев на облезлого страдальца, но¬вый ветеринар ставит новый диагноз:
"У Вашей собаки подкожный клещ. Курс уколов стоит..." "Боже,
- ужасается владелец, - откуда у меня такие деньги?!"
На этой стадии у собаки поражены уже и печень, и желудок, и кишечник.
Состояние ее катастрофически ухудшается. Изнурительная боль преследует
несчастное животное и днем, и ночью. Сказать об этом оно не может, но
нервы не выдер¬живают. Измученная собака начинает огрызаться по делу
и без дела. Ее бьют. Так посоветовал один дрессировщик, к которому хозяин
Рекса был вынужден обратиться, так как собака вышла из подчинения. "Владелец
должен быть главным в стае, - веско произнес собачий Макаренко, - собаке
нельзя разрешать командовать. Нужно обязательно подчинить ее себе!"
Рекса стали бить регулярно, но ничего не помогало. Ласковый пес
стал раздражительным, злым, мог хватануть зубами за руку, если к нему
прикасались. Дальше можно и не продолжать. Короткая жизнь собаки будет
сплошным кошмаром.
Хочу обратить Ваше внимание на стереотип поведения владельца собаки
"для себя". В сложной ситуации он не ищет специалиста-собако¬вода.
Он с самого начала был настроен против специалистов. Весь пафос слов
"собака для себя" и состоит в противопоставлении позиции специалиста
и позиции обывателя-собакодержателя. И пропасть между ними все углубляется.
Идет расслоение собачьего общества. Есть сообщество по¬родистых собак,
содержание, воспитание и разведение которых предпола¬гает вложение профессионального
труда, знаний, опыта, всего того, что в совокупности можно назвать кинологической
культурой. И есть сообще¬ство собаководов, держащих собак "для
себя", бездумно, с минимальны¬ми затратами, в стороне от всяких
там проблем и страстей. Их позицию можно характеризовать как более или
менее воинствующее невежество. Однако совсем избежать проблем не удается,
И вот для обслуживания их низкоквалифицированного спроса существует
низкоквалифицированное предложение:
I) плохих ветеринарных услуг. Специалист-кинолог в силу своего богатого
опыта хорошо разбирается в ветеринарии, сам легко лечит боль¬шинство
банальных паразитарных, инфекционных, желудочно-кишечных за¬болеваний.
Специалист отличит поддельную прикормку от фирменной, он знает, чем
чума отличается от энтерита, какой вакциной нужно привить щенка, у кого
целесообразно резать уши, чтобы не изуродовать собаку и т.д. Ветеринары
таких "умных" терпеть не могут. Владелец же собаки "для
себя" для ветеринара - Клондайк. Ему можно повесить на уши лю¬бую
лапшу, провал своих рекомендаций свалить опять же на владельца;
2) услуг плохого дрессировщика. Владелец собаки "для себя"
в дрессировке тоже ничего не понимает. В какой-то момент он перестает
справляться с подрастающей собакой и начинает искать, кто бы его от
этих проблем избавил. Второй стандартный повод обрататься к частному
дрессировщику - это требование собаку разозлить, сделать "телохрани¬телем".
Владелец не знает, какой должна быть конечная цель обучения, как должно
выглядеть в натуре поведение обученной собаки. Обычный вопрос инструктора:
"Вам что важнее - собака или бумажка?" - предпо¬лагает единственно
возможный ответ: "Собака, разумеется". Под бумажкой подразумевается
диплом о проведенных испытаниях.
3) плохие клубы тоже существуют для обслуживания собак "для се¬бя".
К сожалению, рано или поздно практически любую собаку стремят¬ся повязать,
чтобы пополнить ряды и произвести новое поколение собак "для себя".
Спрос рождает предложение. Сильна вековая традиция: соба¬ка с документами
- это породистая собака. Так что "для себя-то для себя", а
родословную хочется, и продать щенков можно дороже, не дворняжки чай!
А раз есть спрос на родословные, есть и клубы, торгующие документами
"для себя". Их выдадут на любых щенков - "побочных, вне¬брачных,
неправомочных".
Дифференциация собачьего мира все углубляется. На одном полюсе великолепное
поголовье собак разных пород, на другом - продукты полного и абсолютного
вырождения, которые специально создаются невеждами, рекламируются и
противо¬поставляются породистым собакам.
Так ли однозначно деление собак "для себя" - "не для
себя"? Если "не для себя", то для кого? На последний
вопрос никто не может дать вразумительный ответ. По всей видимости,
это все-таки не для дяди-судьи. Фактически собака "не для себя*
- это высококачествен¬ное животное, которое входит в некую совокупность
под названием "порода". Порода - это же не просто абстрактное
понятие. Это моя собака, и Ваша, и его тоже. Чтобы порода не деградировала
и не умерла, ее представители должны быть вовлечены в некую зоотехническую
жизнь. Этот зоотехнический минимум обеспечивает сохранение и пре¬емственность
всех породных признаков, как внешних, так и поведенческих. В противном
случае жизнь породы остановится, и она как про¬дукт человеческого духа
перестанет существовать.
Не устаю повторять, что разведение породистых животных - такое же творчество,
как писа¬ние романов, сочинение музыки или ваяние скульптур. Оно идет
по опре¬деленным законам и является формой выражения общечеловеческой
культу¬ры. Высокопородные животные - свидетельство высоты духовных завоеваний
нации. В Англии, например, ту¬ристов возят показывать Вестминстер, Британский
музей и конюшни анг¬лийских верховых лошадей, которыми гордятся в равной
степени и которые являются национальным достоянием. Организованное собаководство
заро¬дилось в сердце культурной Европы, росло, развивалось и распространя¬лось
вместе с развитием зоотехнической науки, генетики, селекции и ветеринарии.
За последний век любителями собак накоплен огромный опыт, получены ответы
на все вопросы, связанные с собаководством. Достоверно известно, как
получить красивую и умную собаку, как сохранить ее здо¬ровье, как произвести
качественное потомство. Нельзя оставаться дика¬рем посреди цивилизованного
мира!
Итак, мы уже поняли, что собаку "для себя" не нужно хорошо
кормить и гулять по пятнадцать километров в день. Ее не нужно выстав¬лять,
и не потому, чтобы не пугались судьи, а просто не нужно, потому что
это другой пласт жизни. Собаку "для себя" не дрессируют в
истинном смысле этого слова. Ей не нужны фирменные прикормки, витамины
и соста¬вы для блеска шерсти. То есть витамины нужны, конечно, всем,
но соба¬ка "для себя" - и в этом весь трагизм ее жизни - никому
не нужна, кро¬ме своего хозяина. Она не нужна специалистам. Она ввиду
своего низкого качества для них не интересна.
И получается порочный круг: собаку "для себя" берут для того,
чтобы не общаться со специалистами, но и специалистам такая собака не
нужна, так как она отрицает собой все ценности и устремления людей,
интересующихся той или иной породой и трудящихся для ее блага.
Собака " для себя" - да, для тебя, ленивый владелец, отдаст
то, что может. Вот в чем весь скрытый смысл этих сакраментальных слов.
Собака "для себя" - это установка лентяя и эгоиста взять для
себя все, что она может дать, а ее обделить и деньгами, и трудом, и
про¬фессионализмом. Собака же владельца не выбирает. Для нее только
он - источник пищи, движения, лечения, жизни и смерти.
Но не будем так уж суровы к собаководам. Наша требовательность к качеству
огурцов и наша нетребовательность к качеству собак опре¬деляется еще
и тем хаосом, который творится сейчас в собаковод¬стве. Раньше покупатель
шел за собакой в единственный городской клуб, который обязан был им
заниматься, учить, воспитывать, читать лекции, подбирать щенков, полученных
в результате племенной работы опять же специалистов. Пропаганда культурного
собаководства была уставной(!) обязанностью .клуба. Теперь клубы покупателями
не занимаются, потому что покупатели туда не идут. Собак сейчас покупают
где угодно, только не через клуб. Рядовой покупатель просто не в состоянии
разобраться в огромном количестве собачьих организаций, кто какой статус
имеет, кто к какой федерации принадлежит, легальный или нелегальный
клуб, выдает "конвертируемые" документы или самопальные, занимается
серьез¬ной селекционной работой или является приманкой у входа в магазин
со¬бачьих кормов. Правильно сориентироваться в нашем теперешнем собако¬водстве
новичку невозможно. И он почти со стопроцентной вероятностью обречен
на плохую собаку, обречен стать кормовой базой для недобро¬совестных
продавцов кинологических услуг, обречен существующей у нас уродливой
системой воспроизводства собак, противоречиями между зако¬ном и здравым
смыслом, человеческой алчностью и редкостью таланта, сложностью в оценке
критериев качества и временной удаленностью их определения. Но собаку
хочется очень. И уши уже удобно расправляются для оседания разнообразной
лапши, производимой в избытке рыночными торговцами собаками. Свою растерянность,
свою заведомую неспособность отличить зерна от плевел, хорошее от плохого,
перспективного щенка от племенного брака начинающие собаководы скрывают
за спасительной вполне эзоповской формулировкой: "Я взял собаку
для себя". И означает это следующее: "Я не в силах разобраться
в ваших запутанных отношениях, в массе клубов, дружно орущих о своей
исклю¬чительности; меня пугают большие платежи неизвестно за что и требо¬вания
фанатичных усилий в достижении малопонятных целей. Я хочу мир¬но жить
со своей собакой, радоваться общению с ней и не хочу иметь никакой головной
боли и проблем".
Современная мода на собак "для себя", полное отсутствие кино¬логической
подготовки у новоиспеченных владельцев, неумение правильно выбрать себе
породу, неумение правильно вырастить собаку, воспитать и отдрессировать
ее, усугубленное спонтанным ростом интереса к соба¬кам вообще и желания
их иметь, привело к серьезным социальным про¬блемам. Если раньше владелец
не справлялся со служебной собакой, он охотно продавал ее в военизированную
охрану или на границу. Именно для этого была создана отлаженная система
собаководства ДОСААФ. Сейчас ненужных животных выбрасывают на улицу.
"Бывшие породистые" собаки или в одиночестве бродят по помойкам,
надрывая сердце любящим животных людям, или сбиваются в стаи и начинают
размножаться. В прессе регулярно описываются случаи нападения одичалых
собак на людей и животных.
Еще более страшные проблемы возникают в тех случаях, когда "для
себя" неграмотные, неопытные, ленивые, ошельмованные безот¬ветственной
литературой и навязчивой рекламой люди берут собак бойцовых пород в
семью, к детям, как домашних любимцев. Трагедии в этом случае неизбежны,
они просто запрограммированы нашей систе¬мой собаководства. Общество
периодически леденеет от ужаса, когда жертвой таких "любимцев для
себя" становятся дети. Только за по¬следнее время у нас в Севастополе
было два таких случая. В одной семье содержались бультерьер и мастино
наполетано. Однажды, со¬вершенно неожиданно в приступе ярости сука мастино
страшным обра¬зом искалечила годовалого ребенка и его мать. Женщину
врачи отка¬чали, ребенок умер. Второй случай еще страшнее. Питбультерьер
напал на десятилетнюю девочку - дочку его хозяев - и терзал ее в течение
двух часов. В реанимации хирурги сами едва не лишились чувств, когда
увидели, во что пит превратил девочку. В тот же день она тоже умерла.
Содержание бойцовых и служебных собак связано с огромными сложностями.
Но дилетант, которому кажется, что пит - лучший телохранитель, которому
это внушили те, кто зарабатывает деньги на торговле этими собаками,
на боях или на писании рекламных книжек, узнает об этом на собствен¬ном
трагическом опыте.
Наша сегодняшняя система разведения собак и их реализации ис¬ключает
этап обучения и просвещения начинающих собаководов, исключает присутствие
кинологической организации и специалистов между продавцом и покупятелем
. Установить порядок возможно, скорее всего, только при единственном
условии – централизации всего собаководства.
Итак, собака "для себя" - это, как правило, плохая собака.
Собака "для себя" - это несчастная собака. Собака "для
себя" - это опасная собака. Собака "для себя" - это способ
и средство обмана но¬вого поколения собаководов. И, наконец, собака
"для себя" - это бомба замедленного действия, заложенная в
фундамент вообще всего собаковод¬ства. Культурное собаководство - это
совокупность мероприятий, осуществляющих сохранение и совершенствование
породистых собак. Каждая порода - совокупность особей, содержащихся
в частных руках, но объединенная единым стандартом и единым законодательным
комплексом, обеспечивающим сохранение и преумножение специфических и
важных для человека признаков. Каждая собака "для себя" -
это удар по культурному собаководству, поскольку это лишение породы
первичной ячейки - человека, владельца, который держит породистую собаку,
который, получая радость от общения с ней, пользу от знаний, приобретенных
вместе с ней, выго¬ду от ее практического применения, частицу своего
труда, в конечном итоге сам факт своего выбора кладет на алтарь любимой
породы, той, которую он предпочел, той, которая в наибольшей степени
гармонирует с устремлениями его души.
Ну, а если Вы, несмотря ни на что, упорствуете в отрицании ценностей
культурного собаководства, не хотите тратить силы и время для поиска,
выращивания, карьеры породистой собаки, все равно не покупайте на рынке
щенка "для себя", а приютите выброшен¬ную бездомную собаку.
Отмойте ее, избавьте от паразитов, сделайте прививки, отогрейте и откормите.
Познавшие ужас уличной жизни соба¬ки отличаются необыкновенной преданностью,
умом, совершенно челове¬ческим чувством благодарности. И Создатель зачтет
этот акт добра, сострадания и активного гуманизма, когда придет Ваш
час предстать перед Ним. |